"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Тихонова Надежда Андреевна
Костанайский район
Мичуринская средняя школа
учитель русского языка и литературы

Как я отношусь к тестированию? 

А правда, как?

Только без лишних эмоций (а они так и захлёстывают), объективно…

За последние годы мы настолько свыклись с этой формой контроля, с самим понятием,  что, кажется, без тестов уже и обойтись невозможно.

Тесты нас окружают со всех сторон: хотите узнать своё IQ, или характер – психологи вам предложат целый спектр различных тестовых методик. О здоровье печётесь?  Медицина тоже разработала свои тестовые методы исследования. Нетрезвы за рулём, есть в крови наркотики? – пройдите тест-контроль и истина восторжествует! А если вдруг изобретается что-то, то опять же проверяется тестированием. Пора бы уж, наверное, петь дифирамбы этому изобретению!

Но!  Давайте выясним, а собственно говоря, что же это такое?

Как известно,  в переводе с английского « test — проба, испытание, исследование», это «стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого».

Вот!  Измерение знаний, умений и навыков испытуемого! И если мы заглянем в историю педагогики, то узнаем, что ТЕСТ – изобретение не 20, а 19 века! Оказывается ещё в 1864 году Дж.Фишер в Великобритании начал применять тестирование для проверки знаний учащихся. А английский ученый Ф.Гальтон разработал теоретические основы тестирования в 1864 году.

Вот с тех пор и существует этот вид контроля.

Чуть ли не с первого класса мы заваливаем наших детей различными тестами. А их изобретено неимоверное количество по форме и содержанию: с однозначным выбором ответа, с многозначным ответом, тест на дополнение, перекрёстного выбора. Тесты различаются по уровню сложности, по форме вариантов ответов – всего и не перечислишь! Да и надо ли?

Моя задача определиться со своим отношением к данному явлению. С одной стороны, это действительно удобно и учителю, и ученику: минимум  времени на выполнение и проверку, – своеобразный экспресс-контроль и экспресс-диагностика. А что? Вполне эффективный инструмент, который мы используем как для текущего контроля, так и для итогового.

Но то, что происходит сегодня, не может не насторожить думающего человека. Почему мы не задумываемся о тех разрушительных последствиях для образования, которые имеют и будут иметь место, при условии тотального тестирования ( а к этому все и идёт)? Разве можно доверять только лишь тестированию, когда речь идет о будущем выпускника, абитуриента, студента? Разве нам неизвестен один из проверенных способов выполнения теста – «метод тыка»?

Сторонники тестовой системы утверждают, что это самый объективный способ оценивания. А если ребенок переволновался, если чисто технически не тот ответ отметил, если просто не так понял вопрос, если он медленно соображает, если при одном слове «тест» испытывает страх и неуверенность? А тему он эту знает, и, доведись рассказать ему, сделал бы это на отлично, а с тестом… вот такая получилась история… Когда это происходит во время учебного процесса, ничего страшного – у ребенка есть шанс доказать, что он все-таки имеет знания. А если это государственный экзамен?

И ещё. Есть предметы, на которых действительно удобно применять данную форму контроля. Скажем, на русском языке при изучении новой темы, при закреплении вполне уместно выяснить, насколько усвоены те или иные термины, те или иные правила. Но как измерить знания, умения на литературе? Да, проверить теорию литературы, литературоведческие термины вполне возможно. А как измерить умение рассуждать, доказывать, анализировать, чувствовать, наконец?!  Наших детей нужно учить, прежде всего, умению говорить связно, красиво, убедительно; умению отстаивать свою точку зрения; умению критически рассматривать, анализировать любую информацию. А повальное тестировании делает из наших учеников бессловесных роботов.

Каждый педагог располагает различными инструментами, которые позволяют установить уровень усвоения материала учащимися. Поэтому только действуя комплексно, используя весь накопленный арсенал контроля за знаниями, умениями и навыками, возможно объективное оценивание и управление образовательным процессом.

Поэтому и «терзают меня смутные сомнения»… Поэтому и беспокойство закрадывается в душу.  Да, тесты имеют право занимать определенное место в учебном процессе. НО! Не главенствующее! Всему должна быть мера. 

Комментарии ()
  1. Ирина 17 ноября 2013, 13:37 #
    Спасибо, Надежда Андреевна за ваш взгляд.Согласна, что в применении тестов должна быть мера.
    1. Лукия 10 сентября 2016, 13:52 #
      Да, Надежда Андреевна, есть о чем беспокоиться. И учителя словесности особенно остро это чувствуют. Я Вас поддерживаю.

      Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.