"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Иванова Евгения Владимировна
г. Новомосковск Тульской области
МБОУ «СОШ №20»
учитель русского языка и литературы

Нужен ли школе экзамен в форме тестирования? Не нужен? Сколько людей (учителей), столько и мнений. Думаю, истина лежит как раз посередине. Тест содержит в себе как положительные моменты, так и отрицательные. Попробуем разобраться.
Сама форма тестирования предполагает «натаскивание» по предмету. Где там думать и рассуждать, когда всего лишь надо выбрать правильный ответ. Из опыта знаю, что детям с интеллектом нравится больше часть В. Там, по крайней мере, необходимо самому формулировать и вписывать ответ. Это интересней. Как задачу трудную решить. Найдешь – и удовлетворение получаешь. Лучше сказать: одухотворение, так как хочется еще решить что-нибудь этакое. Здорово, что «работает» коэффициент трудности (за сложный тест получишь больше баллов). Есть к чему стремиться.
Часть С – сочинение-рассуждение. Казалось бы, вот где свобода для творчества. А нет, писать надо строго по предложенному плану. А если есть план – будет и шаблон. А это уже скучно.
И все-таки тестирование, на мой взгляд, – лучше, чем выпускной экзамен в школе, а потом вступительный в институт. Чтобы это понять, надо собственного ребенка вырастить. К тестированию МОЖНО подготовиться. И это главное. Мы забыли, как писали медальные сочинения? Каких усилий это стоило? И для чего? Сколько умных учеников так и не поступали в вузы? Москва с ее университетами была для них недосягаемой мечтой. А сейчас? Учатся наши выпускники и в МГИМО, и в МГУ. Не хуже других, оказывается.
Нужны ли репетиторы для успешной сдачи экзамена в формате тестирования? Все очень индивидуально. Были у меня ученики, которые из самолюбия не брали репетиторов. Вот гордые такие. Вот доказать хотели, что смогут. Сейчас братья Дмитрий и Сергей учатся в Москве в МИСИ.    А есть и родители-перестраховщики. И то, правда: экзамен не просто выпускной, а еще и вступительный. Училась у меня в 11 классе старательная девочка Маша. Думалось: сдаст экзамен, а сможет ли учиться в престижном вузе? Хватит ли интеллекта? Ведь смогла. Поступила, учится, да еще одна из лучших студенток. Пишет, что не только лекции в МГИМО слушает, но еще и в МГУ успевает сбегать и побывать на встрече то с Ермолаем Александровичем Солженицыным, то с Алисой Гребенщиковой. А поступила бы она в былые времена? Уверена: нет. И со мной согласится каждый провинциал.
Но как же стыдно смотреть в глаза детям и лепетать объяснения, когда видишь выложенные в Интернете задания накануне экзамена! В прошлом году лично прорешала четыре варианта заданий ГИА, скачанные за два дня до аттестации. Пришла читать в другую школу  изложение – вижу те же самые тексты. Глазам не поверила. В этом году у меня 9 класс. А дети уже знают о прошлогодних вариациях, наслышаны. Говорю: все учтено, виновные наказаны, больше такого не повторится. Верят ли? Не знаю. Ситуация непростая.
Экзамен – всегда лотерея. Раньше думали: какой билет вытащишь? Какой будет учитель тебя слушать? Какое у него будет настроение? А теперь ребенку можно спокойно сосредоточиться. Пропустить трудный вопрос, если сомневаешься, потом вернуться. Три  с половиной часа позволяют ответить, проверить и перепроверить. Плохо?
Тестирование – это еще и парадокс. Каждый выпуск замечаю, что слабый ученик может написать неожиданно хорошо, а какой-нибудь сильный ученик рассчитывал на большее. Почему? Не знаю. Наверное, закономерность такая у тестов. Это не чудо, это «метод тыка». Но ведь и в жизни так бывает: одном у везет, другому нет.
А каково тем, кто все-таки не сдал экзамен? Куда им пойти после этого провала? Работать? Можно ли устроиться на приличное место без документов? Придут ли они через год пересдавать, переписывать тест? Будут заниматься, чтобы выдержать экзамен и получить аттестат? Думаю, вряд ли.
Будь моя воля, ввела бы в школе два уровня тестов. Первый попроще. Не хотел учиться одиннадцать лет – решай тест №1. Пусть все, закончив школу, получат документ и найдут себе применение по душе. Тест второго уровня будет предназначен для учеников, желающих обучаться дальше. В аттестате должно быть указано, что именно сдавал выпускник. В университеты принимать тех, у кого тест №2.
       Говорят, в Америке некоторые штаты отказались от тестирования.  Там школы с гуманитарным уклоном ввели выпускной экзамен в форме эссе.  Будем ли мы перенимать в этот  раз у них такую форму? Время покажет. Пусть они попробуют, а мы потом решим для себя, что подойдет. Одно скажу: на данном этапе нашей жизни тестирование лучше предыдущего опыта выпускных и вступительных экзаменов.

Комментарии ()
  1. Галина Васильевна 21 ноября 2013, 21:07 #
    Автором затронута частная форма тестирования в форме ЕГЭ. В основном, я поддерживаю автора в его высказываниях.
    Действительно, постарался ученик — сдал хорошо ЕГЭ — МОЛОДЕЦ!!!
    Не нужно никуда ехать, искать местожительство на время экзаменов. Да и родителям страшновато отпускать детей в незнакомые края. А вот после получения информации о зачислении наступает время побеспокоиться… И впереди обучение в престижном ВУЗе, новые друзья, новая жизнь. Заслужили ученики Евгении Владимировны право учиться в понравившемся им ВУЗе!

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.