"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Циммер Алиса Леонидовна
г. Екатеринбург
МАОУ-СОШ №148
учитель начальных классов 1 категории
За 15 лет работы учителем мне посчастливилось 9 лет проработать учителем средней и старшей школы, и 6 лет учителем начальной школы. Опыт работы позволил мне сформировать определенное, конкретное мнение по поводу школьного тестирования.
На «заре» моей педагогической карьеры готовых тестовых материалов было очень мало, а проводить тесты мне, начинающему учителю истории, очень хотелось. Почему? Да очень просто! Где, как ни в тесте, можно легко проверить предметную составляющую знаний ученика по истории?
Проводить тесты было удобно, проверялись они быстро, а вот составлялись долго. Готовых материалов почти не было, все приходилось брать «из головы», задумываться над формулировками, выверять ответы, осваивать непростую науку составления тестов. Тут «грянул» ЕГЭ и началось «натаскивание» учеников на правильные ответы. Ведь чтобы написать правильно тест, недостаточно просто знать материал, тем более, в таком предмете, как история, он очень объемен. Теперь только знаний ученику недостаточно, он должен овладеть умениями «справляться» с тестом, если не знает, то подключать все свои навыки – от навыка с помощью логического мышления исключить неверные ответы, чтобы получить верный, до навыка удачно «тыкнуть» - «авось попадет». Устные рассуждения ученика, его доводы, оценка исторических событий, умение работать с картой – все это стало ненужно и неинтересно, нужно стало только умение правильно выполнить тест. В работе со старшеклассниками, как учитель, для себя я сделал следующие выводы по работе с тестом.
Плюсы.
- Возможность проверить и оценить предметные знания ученика, особенно в области точных формулировок, дат, цифр, формул.
- Быстрая проверка. При наличии готовых ключей тест проверяется очень быстро.
- Прозрачная система оценки: и учитель, и ученики знают, сколько правильных ответов нужно дать, чтобы получить ту или иную оценку, споры из-за оценки исключены.
- Тесты помогают развивать логическое мышление, находить выход из непростой учебной ситуации – «не знаешь верный ответ, исключи неверные», «догадайся», «дай ответ, который считаешь наиболее подходящим».
Минусы:
- Необходимо множество вариантов теста, чтобы исключить вероятность списывания.
- При работе с тестами устная речь учащегося не развивается.
- Нет возможности оценить метапредметные результаты обучения – тест дает возможность проверить только предметные результаты.
- Подготовить тест, подходящий именно для конкретных учеников проверяющий конкретные знания весьма непросто.
В последние годы, работая с начальной школе, с тестами приходится сталкиваться все чаще и чаще. Здесь, в работе с малышами, особенно опасно увлекаться тестовой проверкой знаний – когда, как ни в начальной школе развивать выразительность чтения, умение формулировать мысли во время устного ответа, без опасения и грамотно высказывать свою точку зрения. Ко всему сказанному нужно добавить, что далеко не все дети даже к 4 классу умеют читать настолько хорошо, чтобы выполнять тест самостоятельно. Работе с тестом необходимо учить малышей отдельно, прививать это умение наряду с другими учебными умениями. Поэтому, к достоинствам и недостаткам тестовой системы в старшей школы добавляются свои, специфические, достоинства и недостатки этой системы в начальной школе.
Плюсы (помимо вышеперечисленных).
- Работа с тестами учит малышей вчитываться в задание, обращать пристальное внимание на его мелочи и нюансы.
- Выполнение тестов учит самостоятельности в работе.
- Ученик начальной школы, работая с тестом, учится заполнять тестовые бланки, а это умение очень пригодится в средней и старшей школе.
Минусы (помимо вышеперечисленных).
- Тест, который необходимо выполнить самостоятельно и который содержит незнакомые вопросы, часто вызывает панику и страх у младших школьников.
- Если ученик недостаточно хорошо умеет читать, работа с тестом для него более затруднительна, чем другие виды заданий с краткими формулировками.
- Ученик начальной школы в процессе работы с тестом, не учится доказывать свою точку зрения, чаще, чем ученик средней и старшей школы, действует наугад.
В заключение эссе хочу отметить, что использовать тесты в работе учителю, конечно же, необходимо – это диктует время. Но нельзя допускать «перегибы» и забывать о тех «подводных камнях», которые таит в себе злоупотребление тестированием. Только грамотное, умелое использование тестирования в работе даст учителю необходимые результаты работы, а ученику – высокий результаты обучения.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
С уважением Ирина Евгеньевна.