Главное меню
Каталог
13302
13302
Главная
Скачать
Статьи
Контакты
FAQ
Соглашение
Поиск
Вход
Регистрация
VIP - доступ
Понимание смысла текста №2
Укажите номера ответов.
Русский язык 9 класс | Автор: Алексеева Т.Н. | ID: 14201 | Дата: 17.9.2021
0 0
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Вопрос № 1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили
за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.
(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.
(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась.
(14) - Сейчас же отдай, - сказала она, - я ее первая заметила.
(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.
(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки - тетя Вера.
(22) - Что случилось, Леночка? - медовым голосом спросила она.
(23) - Он взял мою грушу, тетя Вера, - ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)- Я пила воду и положила грушу на землю. - добавила она бесстыдно.
(25) - Все врет она, - перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить.
(26)- Ну, хорошо, - сказала тетя Вера, - как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?
(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал.
(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке:
(33) - Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу?
(34)- Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, - ласково сказала Леночка.
(35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала:
(37)- А для чего они отдают грушу тете Вере?
(38)- Чтобы тетя Вера ее скушала, - сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу.
(39) - Нет, Леночка, - мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: - Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось.
(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку
ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину.
(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.
(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели - вынужденная добродетель.
(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим.
(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.

За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем.
Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал.
Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее.
Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие.
По мнению рассказчика, лучший страж добродетели - вынужденная добродетель.
Вопрос № 2

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1) Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2) То ли от ветра - мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
(4) Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5) А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6) А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино.
(7) Он ждал этого кино целую неделю. (8) И фильм-то был старый - "Золушка" и он понимал, что история маленькой девочки Золушки - это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. (9) Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. (10) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
(11) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12) Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13) И остаётся один на всём свете.
(14) Он лежал в темноте и слушал каждый шорох. (15) И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16) Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.
(17) Ничего не было слышно из-за ветра - ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. (18) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. (19) Это ещё больше пугало мальчика.
(20) Снова скрипнула половица. (21) Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. (22) Он хотел крикнуть и позвать мать. (23) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.
(24) Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.
(25) Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26) Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27) Потом отец сонным голосом спросил:
(28) - Который час?
(29) - Спи, спи, - ответила мать. (30) - Ещё рано.
(31) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32) И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала у него лоб.
(33) Дворники заговорили под окнами. (34) Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. (35) Пролетел самолёт.
(36) - Хабаровский, "Ту-114", - сказал отец. (37) - Скоро вставать.
(38) Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.
(39) - Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, - сказал отец. (40) Несправедливо.
(41) - Переругал, - ответила мать.
(42) - Придётся извиниться, - сказал отец. (43) - И отпустить его в кино.
(44) Но Серёжка этого ничего уже не слышал. (45) Он крепко спал. (46) И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете.

Серёжа очень хотел пойти в кино, потому раньше не видел этот фильм.
Родители не разрешали Серёже играть в футбол.
Отец понял, что несправедливо отругал сына, поэтому решил извиниться.
Подслушав разговор родителей, мальчик узнал, что его отпустят в кино.
Мальчику приснилось, что он ушел из дома навсегда
Вопрос № 3

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам - в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.
(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это - мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.
(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:
- (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?
(25)Тут я выскакиваю и ору:
- (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!
- (28)Ах, ты нашлась, - говорит папа, - вот я тебя сейчас!
(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.
(35)Высвобождаюсь из-под одеяла - мама словно не видит меня.
- (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…
- (37)Да, да…
(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.
(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.
(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.
- (42)Лена, - медленно говорит он, - сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.
…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это - война? (48)Что это - война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война - самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат "Ура!" и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

Ленины шалости рассердили родителей.
Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение.
Ленины родители собирались уйти по делам, и ей первый раз в жизни пришлось бы остаться одной дома.
Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей.
Как только Лена проснулась, родители сразу же обратили на неё внимание.
Вопрос № 4

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. (2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
(3)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (4)Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. (5)Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
(6)У черничного бугорка поднялся шум. (7)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).
- (8)Гнездо! (9)Гнездо! - кричали ребята.
(10)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
- (11)Да вот же, вот! - показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
(12)Я глянул, и сердце моё забилось от испуга: чуть было не наступил на гнездо. (13)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. (14)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. (15)В хатке утеплённое мхом гнездо. (16)В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. (17)Яйца чуть поменьше куриных. (18)Я потрогал одно яйцо пальцем - оно было тёплое, почти горячее.
- (19)Возьмём! - выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
- (20)Зачем?
- (21)Да так!
- (22)А что будет с капалухой? (23)Вы поглядите на неё!
(24)Капалуха металась в стороне. (25)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (26)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняя для них ценное тепло. (27)Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. (28)Она пыталась и не могла взлететь. (29)Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (30)И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. (31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
- (32)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, - сказал подошедший учитель.
- (33)Это как наша мама. (34)Она всё нам отдаёт. (35)Всё, каждую капельку... - грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, крикнул: "А ну пошли стадо догонять!"
(36)И все весело побежали от капалухиного гнезда. (37)Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. (38)Но глаза её уже не следили за нами. (39)Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
(40)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся напружинена. (41)Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
(42)И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Капалуха, как только ребята ушли, тут же снова села на гнездо.
Яйца были тёплыми, почти горячими, и их невозможно было нести в руках.
Подошедший к ребятам учитель не разрешил детям разорять гнездо капалухи, увёл их от гнезда.
Ребята пожалели птицу, видя, как она самоотверженно заботится о будущих птенцах и защищает их.
Кто-то из ребят сравнил капалуху со своей мамой, которая всё отдает своему ребенку.
Вопрос № 5

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо - лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
(8)Мальчик вздрогнул - вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался - не заплакал.
(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)"Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь с ними делать?"
(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала к вечеру от щенят избавиться - утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни... (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!
(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды - река сама сделает своё дело - и гуляй без хлопот и забот...
(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ - всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.
- (26)Здравствуйте, тётя Маша, - заливаясь краской, обратился к дородной женщине.
- (27)Здорово! (28)Чего в мешке? - сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.
- (29)Сейчас покажу! - засуетился Вадимка. - (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?
- (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, - сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
- (35)Маленькие ещё - вчера родились...
- (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись - жрать хотят.
- (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться... (40)Может, всё-таки возьмёте?
(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
- (44)Вадик, постой!
(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч - колхозный ветеринар, давний приятель отца.
- (46)Ты вот что, ступай к деду Борису - охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.
(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

У Вадимки не хватило духа выполнить приказ матери, потому что ему было жаль маленьких щенков.
Вадимка тянул время, надеясь, что мать передумает и разрешит оставить щенков.
Местный ветеринар посоветовал Вадимке отнести щенков к деду Борису.
Вадимка надеялся отдать щенков кому-нибудь из односельчан, в добрые руки.
Вадимка был слабым и нерешительным мальчиком.
Получение сертификата
о прохождении теста
Доступно только зарегистрированным пользователям