Текст к воросам А30-А32 и В1-В4
(1) В начале войны картины из Эрмитажа убрали, а рамы, в которых они были, оставили на месте. (2) И по этим пустым рамам научный сотрудник Эрмитажа Павел Филиппович Губчевский провёл несколько экскурсий.
(3) Можно представить себе, как это было: промороженные за зиму стены Эрмитажа, которые покрылись инеем сверху донизу, шаги, гулко разносившиеся по пустым залам... (4) Прямоугольники рам - золотых, дубовых, то маленьких, то огромных, то гладких, то с ВЫЧУРНОЙ резьбой, украшенных орнаментом, рам, которые раньше не замечали и которые теперь стали самостоятельными: одни - претендуя заполнить собой пустоту, другие - подчёркивая пустоту, которую они обнимали. (5) Эти рамы были для Губчевского обозначением существующих картин.
(6) Он видел внутри рам полотна во всех подробностях, оттенках света, красок - фигуры, лица, СКЛАДКИ ОДЕЖДЫ, отдельные мазки. (7) Отсутствие картин для него сейчас делало их ещё нагляднее. (8) Сосредоточенно, пристально люди рассматривали пространство, заключённое в раму. (9) Слово превращалось в линию, цвет, мазок, появлялась игра теней и воздуха.
(10) Считается, что словом нельзя передать ЖИВОПИСЬ. (11) Однако в той блокадной жизни слово воссоздавало картины, возвращало их людям, заставляло играть всеми красками, причём с такой яркостью, с такой изобразительной силой, что они навсегда врезались в память.
А30. Прочитайте текст и определите, какое утверждение противоречит содержанию текста: