Главное меню
Каталог
13302
13302
Главная
Скачать
Статьи
Контакты
FAQ
Соглашение
Поиск
Вход
Регистрация
VIP - доступ
Функционально-смысловые типы речи №3
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
Русский язык 11 класс | Автор: Алексеева Т.Н. | ID: 16524 | Дата: 8.3.2022
0 0
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Вопрос № 1

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(1)Жалость к человеку. (2)Боль за человека. (3)Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. (4)Вспоминая момент проявления жалости к человеку уже с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборщили. (5)Этот человек был недостоин этой степени жалости.
(6)Но вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости.
(7)Жалость, я уверен, необъяснима никакими рациональными соображениями, она идет к человеку сверху, от Бога.
(8)Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был проявить жалость, но не проявил.
(20)И не совсем случайные слова Горького стали его лозунгом: жалость унижает человека. (21)Ведь, кроме прирожденных палачей, были же среди революционеров искренние, желающие добра люди?
(22)Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства - любви к народу и самым безжалостным отношением к нему в жизни? (23)Безусловно, видели, но оправдывали по нескольким достаточно серьезным причинам.
(50)Кто правильней действовал из этих двух пассажиров на вокзале? (51)По-моему, ясно, что первый пассажир. (52)Как говорится, теория мертва, но вечно зелено древо жизни.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера этих ответов?

В предложениях 50-52 представлено рассуждение.
В предложении 23 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 22.
В предложениях 1-5 представлено описание.
В предложении 21 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 20.
Предложение 6-8 содержит рассуждение.
Вопрос № 2

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов.
(13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я - один и тот же человек.
(16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло.
(21)Но у меня есть подозрение, что Лета - это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. (22)Мост у нас под ногами. (23)Но есть ли берега? (24)Границы, по которой я иду, я не помню.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

В предложении 9 представлено описание.
В предложении 24 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 23.
В предложении 14 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 13.
В предложениях 16-18 представлено повествование.
В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
Вопрос № 3

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(4)Судно новое построили. (5)Только отошли от родного завода - котел вышел из строя. (6)Не возвращаться же. (7)Только ведь вышли.
(8)Два паренька, обмотав друг друга чем попало и непрерывно поливая один другого и вдвоем сами себя, влезли в котел, в невыносимый жар, и спасли престиж тех, кто ставил этот котел. (9)В огонь и воду идут наши ребята, если надо.
(23)Недавно снова прорвало. (24)Теперь кинохроника заранее подъехала. (25)Водопровод бьет фонтаном. (26)Юпитера горят. (27)К девяти солдата привезли. (28)Скромный паренек, опять заткнул.
(57)И кто, вы думаете, разгреб кирпич и вытащил приемо-сдаточную комиссию с отличными оценками за качество строительства? (58)Наш водитель троллейбуса.
(63)Вы слушаете и думаете: где-то рвануло, где-то упало, где-то сломалось. (64)И всегда найдется он. (65)Он вытащит. (66)Он влезет. (67)Он спасет. (68)Хорошо, если заметят. (69)А сколько их, безвестных, лежит под машинами в снег, в дождь на дорогах наших. (70)Конечно, с запчастями, слесарями, с передвижными мастерскими каждый дурак сумеет, а ты так - в холод, в зной. (71)За пятьсот километров от Усть-Улыча, за триста до Магадана один с гаечным ключом. (72)Вот ты и опять герой. (73)Только ты этого не знаешь и не знаешь, сколько всего разного держится на твоем героизме. (74)Потому что иногда подвиг одного - это преступление другого. (75)Жаль только, нет фотографий подлинных "виновников торжества".

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера этих ответов.

В предложении 58 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 57.
Предложение 9 представляет собой следствие из предложения 8.
В предложениях 63-75 представлено рассуждение.
В предложениях 23-28 представлено повествование.
Предложение 4-7 содержит элементы описания.
Вопрос № 4

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(3)Она сказала мне однажды:
- В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова "это сделал я" не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово "мужество" не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

В предложениях 3-9 представлено повествование.
В предложениях 12-13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10-11.
В предложениях 31-35 содержится рассуждение.
В предложениях 40-42 представлено рассуждение.
В предложениях 50-53 представлено описание.
Вопрос № 5

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги ? блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.
(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила.
(27)Это свойство ? соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, ? видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.
(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Содержание предложений 2-5 поясняет содержание предложения 1.
В предложениях 19-20 представлено описание.
В предложениях 27-29 представлено рассуждение.
Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.
Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.
Вопрос № 6

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.
(30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

В предложениях 7-10 содержится рассуждение.
В предложениях 11-14 представлено повествование.
В предложении 30 представлено описание.
В предложениях 44-45 представлено повествование.
Предложения 57-58 содержат рассуждение.
Вопрос № 7

Прочитайте фрагмент текста и выполните задание
(1)Любовь - трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры.
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
(12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове "удержать". (13)Я ведь читала Пушкина: "Кто в силах удержать любовь?" и Блока: "О да, любовь вольна, как птица".
(16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
"(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной", - сказал король.
(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви - её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

В предложениях 1-4 представлено повествование.
В предложениях 9-10 представлено описание.
Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.
Предложения 17-18 объясняют содержание предложения 16.
В предложениях 21-23 содержится рассуждение.
Получение сертификата
о прохождении теста
Доступно только зарегистрированным пользователям