"Секреты успешных тестов"
Галактионова Ольга Стефановна
г. Велиж, Смоленская область
МБОУ Велижская СОШ № 1
учитель русского языка и литературы
«Все точное коротко». Это высказывание Жозефа Жубера, наверное, можно применить и к искусству составления тестов. Короткие мысли тем хороши, что они заставляют людей думать. В наши дни тесты приобрели большую популярность, в том числе и в школе. Если заглянуть в энциклопедический словарь, то мы узнаем, что тест в психологии и педагогике - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Я учитель русского языка и литературы. Использую тесты и на уроке русского языка, и на уроке литературы. Составляю сама больше всего тестов по литературе. Поэтому я хочу поделиться своими секретами составления тестов по литературе. С помощью тестов проверяю знание содержания художественного произведения, выясняю, как дети поняли данное произведение, его основную мысль; использую тесты для закрепления и контроля знаний по изученной теме.
По-моему мнению, тестирование имеет свои плюсы и минусы. Тест даёт возможность быстро проверить знания детей по какой-либо теме, не затрачивая на это много времени на уроке. С помощью теста можно проверить знания сразу у нескольких учащихся, у всего класса. Выбор ответа помогает слабоуспевающим учащимся вспомнить материал и получить положительную оценку. Но наряду с положительными сторонами, существуют и свои недостатки. Тест не всегда даёт возможность проверить, насколько прочные знания у учащихся. Иногда выбор ответов приводит к их угадыванию. Односложно отвечая на ответы или выбирая ответ, нельзя проверить, как ученик погрузился в данную тему, нельзя увидеть его рассуждений.
Для того чтобы тест получился удачным, чтобы избежать этих минусов, придерживаюсь нескольких правил.
Во-первых, необходимо поставить цель - для чего вы будете использовать данный тест на уроке: с целью проверки домашнего задания, закрепления изученной темы, проверки усвоения содержания и т.д.
Во-вторых, нужно определиться, на каком этапе урока вы будете проводить тестирование и сколько оно должно занять времени. От этого будет зависеть количество вопросов и их форма.
В-третьих, надо учитывать особенности вашего класса. Если класс слабый, то может быть хватит вопросов, которые требуют выбора ответа. Для сильных учащихся можно добавлять вопросы, на которые нужно ответить самостоятельно, которые требуют рассуждения, развернутого ответа, мини-сочинения. То есть можно делать разноуровневые тесты.
В-четвертых, чтобы такая форма работы, как тестирование, нравилась ребятам и не «приедалась», использую разные виды тестов и вопросов:
-выбор одного ответа;
-выбор нескольких ответов;
-вопросы на соответствие;
-верное или неверное утверждение;
-перепутанные логические цепочки.
В-пятых, чтобы избежать списывания и угадывания ответов, иногда делаю ответы «ловушки»: похожие ответы, но найти правильный можно, только внимательно читая и хорошо зная содержание урока.
Широкий выбор тестов на сегодняшний день представлен в печатной продукции и в сети Интернет. Не скрою, что придумываю вопросы не только сама, но и пользуюсь другими источниками. Но не один готовый тест не подходит, так как при составлении теста учитываются особенности класса и цель, которой мы хотим достичь на уроке.
Желаю всем успешной работы в составлении тестов. Надеюсь, что мои нехитрые советы кому-то пригодятся.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.