"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Петрова Елена Викторовна
Тамбовская область
МБОУ Жердевской СОШ №2
педагог-психолог
Школьное тестирование ныне понятие популярное и весьма многогранное. Тестируется все, что может каким-то образом можно разложить по шкале – учебная и внеучебная деятельность, уровень владения каким-либо признаком или качеством.
Есть очень хорошо составленные, детально проработанные тесты, прекрасно себя зарекомендовавшие. а есть и такие, качество которых вызывает глубокие сомнения. Тестирование используется как вводное, промежуточное или итоговое оценивание процесса, причем любого!
Имеет ли такой способ отслеживания качества работы и динамики развития на существование? Конечно. При всем его несовершенстве, общие тенденции хорошо прослеживаются и могут использоваться для коррекции процессов. Может ли он быть основным? Ни в коем случае! Он не предусматривает индивидуальности тестируемого, текущей ситуации, в которой находится «респондент». По моему мнению, тесты для учеников, показатель, говорящий больше не о ребенке, а о его учителях, насколько они подготовили его для выполнения подобных работ. Основной оценкой знаний при использовании тестирования может быть только «Зачет-незачет», а главный показатель успешности в освоении предмета – совокупность отметок по разным видам работ.
Отдельно хочется поговорить о психологическом тестировании. Оставлю профессиональные аспекты и выскажу свое мнение с точки зрения наблюдателя. Стандартный набор тестов, используемых в школе, вызывает подозрение у родителей. Они усматривают в этом нарушение прав ребенка и вторжение в его личную жизнь. Поэтому многие мои коллеги используют анонимное тестирование, позволяющее отследить общие тенденции в детском коллективе, с последующими рекомендации для учителей, классных руководителей и родителей с целью коррекции процессов развития. Индивидуальное тестирование ведется только с письменного согласия родителей или законных представителей. И оно является не единственным средством для изучения личностных особенностей ребенка.
Особую настороженность вызывают тестирование на наркотики. Как, впрочем, и любое впервые вводимое тестирование. Здесь вопросов больше, чем ответов. Однако, такая работа должна проводиться. Она имеет большое значение для профилактики и раннего выявления социально обусловленных заболеваний.
Любое тестирование можно довести до уровня надежного, валидного, чувствительного, стандартизированного и объективного. Любое тестирование, на мой взгляд, имеет право на внедрение только после успешной апробации, доказывающей эффективность его использования. Но все параметры одновременно измерить оно не сможет. Тестирование не должно стать единственным и универсальным средством оценивания!
Практика использования тестирования при проведении аттестационных мероприятий показывает нам неутешительную картину. За стандартными бланками и компьютеризированными методиками теряется индивидуальность тестируемого, его уникальные качества. Процедуру тестирования невозможно назвать гуманной, более того, она является мощным стрессогенным фактором, отрицательно влияющим на показатели, а в итоге – и на последующую жизнь проходящего тестирование.
На практике мы видим настойчивое указание применения плохо проработанных тестов, содержащих даже фактические ошибки при явной непродуманности проводимых процедур.
Совершенствуя методы тестирования, мы совершенствуем только систему контроля, часто не соответствующую системе образования и развивающих мероприятий. Тестирование ради тестирования - просто «Прожект», вызывающий отрицательное отношение не только к самому тестированию, но и к образованию в целом.
Тестирование, даже итоговое, является не вершиной лестницы для оценки результата и вынесения определенного «вердикта», а ступенькой это осмысления и последующей, более глубокой, детальной проверки усвоения знаний или работы «над ошибками».
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.