"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Пешкова Елена Александровна
г. Нижний Новгород
МАОУ лицей №82
учитель физики
Тестовые формы контроля прочно входят в нашу жизнь. Разнообразным тестированиям подвергаются всё и все: тестируют автомобили на пригодность их к использованию; тестируют компьютерную программу, с целью выявления ошибок; тестируют дошкольника на предмет психологической готовности к школе; семейную пару, выявляя их психологическую совместимость; школьника – определяя уровень знаний по предмету; тестируют родителей, проводя мониторинг качества образовательного процесса; тестируют общественность, выясняя отношение граждан к строительству АЭС на территории их поселка и т.д.
Конечно, все перечисленные тестирования различны как по цели, объекту, так и по содержанию, способам обработки результата. Можно выделить: 1) тестирования предметов, техники; 2) психологические тестирования (анкетирования); 3) медицинские тестирования; 4) социальные опросы; 5) педагогические тестирования. Нас будут интересовать именно последние.
Прежде чем говорить о моем отношении к тестированию, следует разобраться, какой же смысл я вкладываю в слово тест. Изначально, это задание, для которого присутствуют варианты ответа, из которых нужно выбрать один или несколько правильных вариантов. Также, вспоминается и другая форма тестовых вопросов: задания на установление соответствия и на выстраивание последовательности (ранжирования по какому-либо признаку). Кроме того, в части С Единого Государственного Экзамена, который заявлен как тестирование, предлагают дать развернутый ответ на предложенный вопрос. И эта часть, в общем то, по форме близка к традиционной контрольной работе.
В чем же тогда отличие тестовой формы от других методов контроля?
Во-первых, это обязательно письменная работа. А значит, при «натаскивании» на тесты (термин, который уже, к сожалению, утвердился в преподавательской среде) не развивается монологическая речь учащегося. В нашем учебном учреждении еще сохранились такие формы контроля как устные зачеты по темам или за полугодие. Отмечаю, что уровень речевой грамотности учащихся стремительно снижается. Дети не могут правильно построить фразу, выразить свои мысли. А некоторые даже и не хотят этому учиться, поскольку рационально, с их точки зрения, подходят к процессу обучения. Зачем учиться тому, что с них не спросят ни на экзамене ГИА в 9 классе, ни на ЕГЭ в 11?
Во-вторых, определенный процент тестовой работы должны составлять задания с вариантами ответов. А, следовательно, можно выбрать правильный. Выбор можно осуществить несколькими способами. Можно угадать (или не угадать), не зная правильный ответ. Можно списать – ведь запомнить или передать последовательность букв и цифр гораздо проще, чем полноценное задание (сочинение, эссе, задачу). Причем, если говорить о ГИА и ЕГЭ, баллов за «угаданную» или «списанную» часть А будет вполне достаточно, чтобы поступить в неплохие вузы нашего города.
Совершенно недавно появилась и другая возможность справиться с тестовыми заданиями ЕГЭ – Открытый банк заданий на сайте ФИПИ. Можно заранее разобрать все вопросы (причем не обязательно самостоятельно), выучить ответы и уверенно идти сдавать экзамен. Несомненно, любое испытание – это стресс. Но нужно ли еще больше потакать «натаскиванию» и заучиванию верного ответа? Выиграют ли от этого будущие студенты? Вопрос остается открытым.
Говоря о тестовых заданиях, следует отметить, что чрезмерное их использование отучает ребят (и не только) мыслить логически. Решив достаточное количество тестов, отключаются некоторые мыслительные процессы, и мы заранее можем сказать, какой ответ будет правильным. При этом, некоторые ученики все еще обращают внимание на неоднозначность таких ответов, или находят из предложенных вариантов несколько верных (при разных условиях, не оговоренных в условиях задачи). Очень хорошо, что такой анализ ими все же проводится, однако на экзамене это может сыграть против ученика.
Может сложиться впечатление, что тестовая форма контроля совершенно неприемлема в педагогике. Однако, есть все же положительные моменты тестирования. Тесты позволяют быстро собрать данные о качестве усвоения учащимися темы и скорректировать процесс обучения. Кроме того, тест считается более объективным способом оценки знаний, поскольку исключает субъективное мнение учителя об ученике.
Применение различных Генераторов тестов позволяет довольно быстро создавать большое количество вариантов из ограниченного числа вопросов, что экономит время учителя и практически исключает возможность списывания. Как показывает практика, результат таких многовариантных тестов более объективный, ведь заранее предупрежденные учащиеся будут надеяться на собственные знания, а значит необходима серьезная подготовка.
Также отмечаю, что очень полезно составлять тесты. Создание тестов самими школьниками учит их анализировать информацию, абстрагироваться, выбирать только существенные факты. Составление вопросов на соответствие развивает такую мыслительную операцию как обобщение. Чем сложнее вопросы, которые придумывают дети, тем с большей вероятностью можно судить о сформированности синтетического мышления – умения вычленять информацию не из одного предложения, а видение всего текста, всей темы в целом.
К тому же, в процессе составления тестов, при разном подходе развивается как критическое (отбор фактов, составление ответов), так и творческое мышление (которое проявляется в нестандартной формулировке, остроумных ответах, поиске новых форм вопросов, выходе за пределы школьной программы и т.д.).
Резюмируя вышесказанное, думается, что тест как одна из форм контроля знаний имеет право на существование. Но эта форма не должна быть единственной. И, если уж говорить о тесте, у ученика должна быть возможность выбора.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.