"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Патрухин Вячеслав Евгеньевич
р.п.Черусти Шатурского района Московской области
МБОУ СОШ
учитель химии и ОБЖ

Тестирование, тест. Эти термины в нашей современной жизни мы встречаем достаточно  часто и в различных отраслях деятельности человечества. Тестирование (от слова test — испытание, проверка), применяется в медицине, технике и, конечно же, в педагогике, психологии.

 Современную российскую школу невозможно представить без тестов и тестирования. Повсеместное использование тестов является непременным атрибутом нашей современной школьной жизни, тесты мы активно и широко используем на уроках, занятиях, во внеклассной и внеурочной деятельности, в воспитательной работе, в работе с родителями и т.д. и т.п. Тестирование используется на разных этапах нашей педагогической деятельности. Сегодня невозможно найти сферу в педагогике, где не используются  тесты.

Тестирование как метод контроля в обучении используется уже давно. Это и Древний Вавилон, где проводились испытания выпускников в школах профессиональных писцов. Древний Египет, где использовалась система испытаний для собеседований и последующей проверки знаний и умений. Древняя Греция, где проводились испытания (например, в школе Пифагора) с помощью специальных математических задач повышенной сложности. В Древнем Китае использовались первые профессиональные ориентированные испытания для соискателей на должность правительственного чиновника (прошедшие такие испытания с лучшими результатами принимались на государственную службу, остальные трудоустраивались сами). Древняя Индия, где применялись испытания на мудрость с помощью различных игр, например, с использованием нард, шахмат.

Школьное тестирование   — это форма измерения знаний, умений, навыков, способностей обучающихся, включающая использование для этих целей педагогических тестов. Как процесс – тестирование включает в себя подготовку  теста, обязательное его проведение, последующую обработку результатов. Тестирование помогает нам выявить уровень знаний, умений, навыков обучающихся. Благодаря широте охвата, скорости проведения, тестирование занимает ведущее место среди  форм педагогического контроля. С помощью тестов мы осуществляем контроль усвоения знаний, умений наших учеников. Тестирование так же помогает нам и в обучении. Для этого мы педагоги раздаем примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки, включаем в сам тест подсказки, наводящие вопросы, определенную информационную составляющую, организуем совместное выполнение тестов или разбор результатов теста. Выполнение тестов, несомненно, организует, дисциплинирует, и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить проблемы в знаниях, помогает  стремлению развить свои знания, умения, навыки, способности.

Среди преимуществ тестирования следует отметить то, что тестирование является, конечно, более качественным и объективным способом оценивания, объективность его достигается путем установления определенной процедуры проведения. Необходимо указать что, тестирование — это  более справедливый метод оценивания, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, так как практически исключается субъективное отношение учителя. Тестирование является более объёмным инструментом контроля, поскольку тесты могут включать задания по всем темам курса.

Среди недостатков тестирования следует отметить, что разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий, сложный процесс. Данные, получаемые нами при проведении тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях, умениях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих проблем. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством. Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений. В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Такому доминирующему положению тестирования среди прочих методов контроля и диагностики знаний, конечно, способствует проведение выпускных испытаний, экзаменов в форме государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), где подавляющая часть заданий построены по принципу тестов.  Применение тестов даже отодвинуло на задний план использование других методов диагностики и контроля.

И хотя школьное тестирование наряду с объективными и неоспоримыми преимуществами имеет и недостатки, все же это один из ведущих методов контроля и диагностики.  

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.