"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Маратканов Сергей Михайлович
ст. Тацинская
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида
учитель математики и ОБЖ

В последнее время идет много споров о целесообразности применения тестов. Когда читаю мнение заинтересованных сторон по этому вопросу, то обращает на себя внимание полярный разброс – от бурного одобрения до резкого отвержения.

Часть учителей видят тесты как средство преобразования учебного процесса. Тем более, что сегодня от педагога требуется использование новых образовательных технологий. И поэтому выступают в поддержку тестового контроля уровня знаний в максимальном виде: начиная от контроля, изученного на уроке до единого государственного экзамена.

  Другие педагоги  видят в тестах средство снижения роли педагога и уверены, что тест разрушает мыслительную деятельность школьника.  Они считают, что речь ребенка становится бедной, он не может связно сформулировать и дать полный ответ.  А самый главный аргумент этой категории педагогов – тесты не отражают реальный уровень приобретенных учеником знаний.

  Я отношусь к тестированию в школе положительно, хотя и не являюсь фанатом.

Тестирование обучающихся совсем не новомодное явление, как хотят это некоторые представить. В трудах ряда исследователей можно прочитать о том, что в 1864 году были шкалированные книги («scale boors») англичанина Джорджа Фишера. В 1984 году американский учитель Д. Райс применял свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности диагностических приемов. Француз Альфред Бине считается родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта. Этот ряд можно продолжать и привести еще много примеров.

Моя заинтересованность в тестировании началась в далеких восьмидесятых прошлого столетия.  Работая учителем математики, я применял карточки с тестовыми заданиями. Каждая карточка представляла собой индивидуальное задание и для его выполнения требовалось 10 - 12 минут. Такие задания позволяли определить полноту усвоения материала прошлого урока. Использование  таких тестовых карточек занимало совсем немного времени. Нечто подобное проводили и учителя русского языка с перфорированными картами.

А приход в школу компьютеров и интерактивных средств позволяют разнообразить применение этого методического приема. Сегодня можно составить тесты различные по содержанию и дизайну. Мне интересно самому создавать собственные разработки, но еще лучше привлекать к этой работе талантливых старшеклассников.  В случае отсутствия умения или нехватки времени составить тест самому, можно найти качественный материал на педагогических порталах и персональных сайтах учителей.

Очень важно не принимать тестирование как дань моде и, конечно, нельзя воспринимать его как некую вмененную обязанность.

Успех человека в разного рода деятельности в современном обществе определяется умением принимать нестандартные решения,  делать это решительно и  энергично. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения. Тестовая технология помогает решать эти вопросы.

Использование на уроках тестов, на мой взгляд, является хорошим дополнением к методам проверки знаний и умений обучающихся. Тестирование отвечает требованиям самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации на уроке. Этот вид деятельности дает возможность школьникам увидеть свои пробелы в обучении и вовремя устранить их.

 Я считаю тестирование необходимым элементом современной школы, так как оно выполняет ряд важных функций в учебном процессе:

- контролирующая функция - выявление состояния знаний и умений детей, уровня их умственного развития,  изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности;

- обучающая функция - совершенствование знаний, их систематизация: обучающиеся не только воспроизводят материал в процессе тестирования, но и применяют свои знания в новой ситуации;

- диагностическая функция - получение сведений об ошибках и пробелах в знаниях, о числе и характере ошибок.

   Безусловно эффективность тестов будет выше, если школьники приучены к этой процедуре, умеют обращаться с тестами и способны понимать специфику тестовых заданий. В свою очередь к тестам тоже предъявляются ряд требований, которые хорошо описаны в методической литературе.

Считаю, что тестовый контроль имеет преимущество перед другими видами контроля, так как дает возможность проверить довольно большой объем материала малыми порциями и быстро провести мониторинг усвоения.  А жесткая процедура тестирования на компьютере исключает субъективизм независимо от взаимоотношений участников образовательного процесса. Зато систематическое использование тестов формирует у большинства учеников дисциплинированность и стремление исправить существующие ошибки.

Мне понятна позиция учителей-филологов,  на уроках которых невозможно часто использовать этот вид контроля.  Хотя обучающие тесты иногда можно проводить и на уроках литературы.  Но соглашусь с тем, что большую часть времени на этих уроках должно  занимать изучение текстов художественных произведений.

А на уроках естественно-математического цикла различные виды тестов должны присутствовать в должной мере, причем чем раньше дети умеют пользоваться тестами тем лучше.

 Не могу понять коллег, которые отвергают данный вид технологии из патриотических чувств.  Но если так подходить к этому, тогда можно отрицать все, пришедшее в нашу школу и педагогическую науку с Запада. Хотя и  в нашей стране есть исторические примеры использования тестов.

   Являясь сторонником тестов, я не отвергаю другие формы контроля знаний. Но утверждаю, что тест сегодня должен  занимать основное место на уроке.  А  узаконенное проведение  ЕГЭ в форме тестирования обязывает учителей готовить выпускников к данному виду испытаний.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.