Авторизация

"Секреты успешных тестов"
Зайцева Лариса Николаевна
Нижегородская область
МБ ОУ Газопроводская СОШ
Русский язык и литература

Мы уже принимали участие в подобном конкурсе «Мое мнение о тестировании», и многие из учителей пришли к выводу, что тесты не могут показать реальной картины знаний ученика по любому предмету. Но мы живем в такое время, когда на тестах построены все экзамены: ГИА в 9 классе, ЕГЭ – в 11, поэтому мы вынуждены применять тестирование как одну из форм контроля знаний ученика. Что же нужно сделать учителю, чтобы составить успешный тест, на вопросы которого мог ответить ученик с разным уровнем знаний и получить объективную оценку за свою работу? Конечно, можно воспользоваться уже готовыми тестами, но зачастую они не подходят учителю и его ученикам. Тогда приходится браться за дело самим. У каждого учителя есть свои секреты составления тестов. Чтобы успешно составить тест, нужно сначала четко перед собой поставить цель: что ты хочешь получить от ученика, какие знания проверить.

Условно тесты можно распределить на три группы:

1.Поурочные – проводятся на одном из этапов отдельных уроков по текущему материалу.

2.Тематические – проводятся по окончании изучения одного из разделов темы, к примеру, после изучения лирики Пушкина или по биографии поэта.

3.Итоговые – соответствуют итоговой проверке знаний по предмету за весь курс. Такие тесты проводятся чаще в конце учебного года с целью проверки усвоения материала.

  Начнем с раскрытия секрета составления поурочных тестов. Такой тест можно проводить на каждом уроке в конце, чтобы проверить, как дети усвоили материал одного урока. Такой тест рассчитан на 10 – 15 минут в зависимости от класса. Он не должен включать в себя более пяти заданий. За каждый правильный ответ – 1 балл. Сколько баллов наберешь, такова и оценка. На первый взгляд это очень просто, но это не так. Тест должен обязательно содержать не менее четырех предложенных вариантов ответа, вопросы должны быть сформулированы по-разному: например, «укажите неверное утверждение», «найдите ошибку» и т. д. Кроме того, в тест должны включаться вопросы не только из основного материала урока, но и сведения из исключений, сведения, полученные путем выполнения различных заданий, сведения, полученные от учителя как дополнительные. Тогда тест не буде одинаковым для отличника и для троечника. Каждый получит заслуженную оценку.

  Что касается тематических тестов, тут вопросов, конечно, должно быть больше и проводятся такие тесты после определенной темы. Провести их лучше на уроке закрепления в начале урока, выявить пробелы, чтобы можно было еще что-то исправить, а затем уже проводить контрольный диктант или контрольную работу в зависимости от предмета. Что дает такой тест? Проверяются знания ученика по целому разделу, который изучался достаточно долго, но сумел ли ученик сохранить свои знания. Вопросы при составлении теста могут быть одинаковыми, построенными в определенной последовательности, но вот варианты ответов лучше предложить разные или их перемешать, чтобы сбить с толку тех учеников, кто любит списывать. Еще лучше, предложить ученикам несколько вариантов тестов. Оценка выставляется учителем в зависимости количества вопросов и правильных ответов.

   И последний вид теста  - итоговый. Самый сложный из всех как для составителя, так и для ученика. Многое подзабыто, поэтому перед проведением итоговых тестов с учениками должна быть проведена подготовительная работа. Учитель при составлении такого теста не должен упустить ничего из виду, а ученики должны вспомнить материал, изученный за год. Такие тесты рассчитаны на урок, лучше предложить их в двух вариантах. Этого будет достаточно. Вопросы формулировать конкретно, не вводить учеников в заблуждение.

Итоговые тесты являются своеобразным стартом учеников, особенно выпускных классов, перед серьезным экзаменом.

  В отличие от поурочных и тематических, он содержит не 5 заданий, а лучше весь тест разделить на 5 блоков заданий, каждый из блоков ориентирован на свой вариант мыслительной операции. Оценка за выполнение итогового теста может выставляться учителем в зависимости от степени подготовленности класса и даже отдельных учеников. Для менее искушенных оценивается отдельно каждый блок, после чего выставляется средняя оценка. В других случаях пятибалльная оценка может соответствовать количеству правильно выполненных блоков.

Комментарии (1)
  1. Ирина 06 апреля 2014, 14:30 #
    Спасибо, Лариса Николаевна, за вашу работу. На самом деле, грамотно составить тест не так просто.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.