Авторизация

"Секреты успешных тестов"
Суюндиков Ильдар Рашитович
Тюльганский район Оренбургской области
МАОУ «Троицкая СОШ»
учитель физики и информатики высшей квалификационной категории

   Понятие тест в российском образовании появилось достаточно давно. Ещё в начале 20-го века обсуждалась педагогическая тестология, в которой изучались труды иностранных педагогов по правилам создания, применения и обработки тестовых заданий. В 90-е годы 20-го века в российских школах слово «тест» пережило второе рождение, причем, не только в области учебы. Все помнят, наверное, как проводили анкетирование, заполняли разукрашенные тетради с наклейками и вопросами про самих себя, любимого певца, любимого героя из фильмов и прочее. Зачастую вопросы дублировались из анкеты в анкету, однако встречались и удивительно интересные работы, вопросы, построенные по всем правилам построения тестов, прочитав ответы которых можно было составить подробный портрет анкетируемого.
    Однако оставим это направление тестирования социальным педагогам и педагогам-психологам. Нас, предметников, больше интересуют тесты, имеющие отношение к нашей специализации. Являясь учителем физики и информатики с 13-ти летним стажем, я имею достаточно богатый опыт составления тестовых заданий и по тому, и по другому предмету. Борьба с принципами ответа учеников по методу «научного тыка» или «угадайки» и, конечно же, подготовка учеников к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ вынудили подробно изучить алгоритмы подготовки тестовых материалов, формулирования вопросов, научиться составлять задания разного типа.
    Мой личный опыт по созданию тестов «натолкнул» меня на своеобразную «спиральную» методику, которую я использую в своей педагогической практике. В её основе лежат несколько принципов:
    1) вопросы затрагивают все аспекты изучаемой темы, что позволяет провести полный анализ усвоения материала;
    2) вопросы выстраиваются по степени сложности, что позволяет ученику оценить свои возможности и выбрать свой уровень;
    3) применяются вопросы и задания разного типа, что позволяет исключить «случайный» выбор готового ответа.
    Полностью готовый тест, рассчитанный на 25-30 минут учебного времени, состоит из 15-20 вопросов-заданий, которые разбиты на 3 уровня сложности и степени выполнения:
    Задания с 1-го по 7-й оцениваются в один балл. В таких заданиях обычно от учащихся требуется выбрать один или несколько ответов из предложенных. Эти задания обязательны для выполнения всем ученикам в классе. Однако их недостаточно для получения удовлетворительной оценки.
    Задания с 8-го по 12-й оцениваются в два балла. Здесь встречаются задания на соответствие, где могут быть варианты один к одному или один к многим, то есть учащиеся в ответ указывают, например, 1А, 2С, 3В или 1АС, 2В, 3АС. Другой тип заданий повышенного уровня сложности – это разбор ситуации и запись краткого ответа, состоящего либо из числа, либо из слов или фразы. Эти задания необязательно выполнять всем учащимся, однако их 100% верное выполнение достаточно для получения оценки «хорошо».
    Задания с 13-го по 15-й оцениваются в три балла. Этот уровень выбирают те учащиеся, которые уверены в своих силах, хорошо усвоили материал и могут выполнить задания на оценку «отлично». В этих вопросах зачастую отсутствуют варианты ответа или они даны не в полной форме. Обязательным условием полноценного оценивания является оформленное решение задачи или подробный разбор предложенной теоретической ситуации.
    Тестовые вопросы обычно составляются на два варианта, приблизительно одинаковые по смыслу и алгоритму решения, но с разными данными и искомыми величинами. Задачи каждой степени сложности полностью охватывают изучаемую тему, таким образом получается, что одна и та же ситуация может рассматриваться 3 раза – на легком, повышенном и высоком уровнях.
    Конечно же, на первых порах, у учащихся возникают определенные сложности с соответствием собственной степени усвоения материала и уровнем сложности предложенных заданий. Они либо стараются решить все задания, распыляя свои силы, либо решают только самые легкие, получая заниженную оценку своих знаний. Однако через некоторое время ученики привыкают к сложившейся системе оценивания и адекватно выбирают задания того уровня, с которыми они могут успешно справиться.
    На мой взгляд, тесты, составленные по подобной методике, прививают ученикам навыки грамотного расчёта собственных сил, развивают умение рассчитывать время, необходимое для решения заданий того или иного уровня сложности. Эти навыки и умения помогут более качественно подготовиться к ГИА и ЕГЭ, получить высокие баллы и полнее раскрыть творческий и умственный потенциал ученика.
Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.