Авторизация

"Секреты успешных тестов"
Горина Лариса Владимировна
г. Михайловск, Свердловская область
МАОУ "Средняя школа № 1 г. Михайловска"
учитель математики

Существует несколько типов тестовых заданий, основными из которых считаются:

- задания с выбором ответа;

- задания с кратким ответом;

- задания на установление соответствия;

- задания на определение истинности.

       Все вышеперечисленные типы заданий встречаются в ГИА по математике, поэтому задача учителя математики состоит не только в том, чтобы познакомить с ними обучающихся, но и в том, чтобы отработать каждый тип по максимуму. В учебнике заданий такого формата практически нет, готовой (дополнительной) тестовой базы по математике тоже нет, поэтому каждый учитель чаще всего составляет тесты самостоятельно.

        Тесты можно формировать из заданий какого-то одного конкретного типа, а можно типы заданий комбинировать, но знакомство обучающихся с тестовой формой контроля в любом случае рекомендую начинать с заданий с выбором ответа.  Чаще всего формулировка в этих заданиях звучит так: «Из четырёх предложенных ответов выберите один верный». Из четырёх предложенных ответов…, значит нужно к каждому заданию предложить обучающимся для выбора четыре различных ответа, один из которых верный, а остальные – дистракторы. Дистрактор (отвлекающий ответ) - вариант ответа на тестовое задание, похожий на правильный, но не являющийся таковым. Хорошо подобранные дистракторы  - это залог успеха теста. 

      Чтобы ответ на тестовое задание не лежал на поверхности, нужно подобрать дистракторы, включающие в себя самые типичные ошибки обучающихся. Порою, при составлении тестов, я думаю, что ученик, решая данное задание, может допустить такую-то ошибку и получить такой-то неверный ответ, но … в отношении ошибок - учитель предполагает, а ученик располагает. Я думаю, что этой ошибкой запутаю ученика, а иногда получается наоборот - этой ошибкой я подсказываю ему правильный ответ, поэтому не надо изобретать и навязывать обучающимся свои дистракторы -   дистракторы должны быть настоящими.

        Где их взять?

        Например, если я планирую составить тест по теме: «Квадратные уравнения» с определенным набором заданий, то предварительно провожу с обучающимися классическую самостоятельную работу, в которую включаю задания, аналогичные тем, что будут в тесте. Конечно, тест, составленный из аналогичных вопросов, в данном классе во время изучения темы уже будет выдавать нецелесообразно: не будете же писать два контроля по одним и тем же заданиям (хотя, в слабом классе можно поменять варианты и выдать повторно, на домашнее задание, например). Но составленный таким образом тест можно будет предложить классу при повторении данного материала в конце учебного года или оставить на будущее – для последующих классов, для повторения в рамках подготовки  к ГИА и ЕГЭ.

        Итак, по итогам проведенной самостоятельной работы я «собираю неправильные ответы», составляю их рейтинг. Например, при решении уравнения 6х – 3 = 0 самая типичная ошибка «х = 2», потом «х = 3».

        Тест, состоящий из заданий с выбором ответа, обязательно должен содержать «ловушки», которые ученики расставляют для себя сами с помощью собственных ошибок, поэтому при формировании ответов для выбора дистрактор с самой типичной ошибкой нужно ставить в начале пути. Таким образом, создавая обучающимся проблемную ситуацию, мы активнее внедряемся в реализацию ФГОС.

          Настоящий тест составить непросто, поэтому желаю успехов всем учителям, занимающимся разработкой различных тестов.

          Мои авторские тесты по разным темам были опубликованы в научно-методических журналах «Математика» (издательский дом «Первое сентября») и «Математика. Всё для учителя» (издательская группа «Основа»), значит, они прошли необходимую методическую экспертизу и удовлетворяют требованиям,  предъявляемым к тестам, поэтому я «на правильном пути»!

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.