Авторизация

"Секреты успешных тестов"
Блинова Олеся Викторовна
г. Пермь
"МАОУ СОШ № 76"
учитель истории

Тесты, тесты, тесты….В современной системе образования без них никак не обойтись, ведь итоговый контроль знаний в 9 и 11 классах проходят именно в тестовой форме.  Тесты мы проводим на всех этапах урока: в начале урока для проверки знаний, в конце урока для закрепления изученного материала и т.д. А теперь давайте представим себе, сколько тестов ученик решает за один день, за неделю, а за месяц и страшно сказать за год? И, конечно же, рано или поздно ученик задаст Нам вопрос: «Опять тест?». Скажу честно, и у меня за мою достаточно короткую деятельность возникла такая ситуация.  И тогда я задалась вопросом, а как сделать так, чтобы  мои ученики воспринимали тесты не как «занудную» форму проверки знаний, а как интересное, увлекательное и познавательное задание. И сейчас на моих уроках дети не просто с удовольствием решают тесты, но и сами активно подключаются к их составлению. Итак, в чем же секрет моего успеха?

Первое и, на мой взгляд, самое важное. Прежде чем составить тест, я представляю себе, а к каким  детям я приду на урок с этими тестами? Специфика моей деятельности такова, что на параллели есть как сильные классы, так и классы, где обучаются откровенно слабые детки. Да и внутри одного класса также есть учащиеся с разным уровнем подготовки. В данной ситуации необходим, конечно же, дифференцированный подход.  Дети, у которых есть трудности с обучением, просто испугаются сложного теста, где например, будет много вопросов с открытым вариантом ответа, на установление хронологической последовательности, с несколькими вариантами ответа, поэтому для таких детей процентов 70 заданий я отвожу на вопросы с выбором одного ответа из четырех предложенных, чтобы они смогли «втянуться» в решение теста, почувствовать, что они могут получить за тест неплохую оценку, а остальные 30 % заданий можно составить из более сложных вопросов.

С другой стороны, сильным ученикам будет просто неинтересно решать простой тест с четырьмя вариантами ответа, поэтому им как раз можно предложить побольше заданий повышенного уровня сложности: установление соответствия понятия и определения, исторической личности и ее характеристики, определение хронологической последовательности событий, задания с несколькими правильными ответами  и т.д.  Конечно, времени на составление дифференцированного теста уходит намного больше, но результат тоже не заставит себя ждать.

 Но при этом непременным условием составления тестов является их корректность. Если вопрос не понятен, или тест составлен так, что правильного ответа нет или наоборот ученику трудно выбрать один ответ, то это может привести к тому, что у ученика выработается чувство неприятия такой формы работы.

И еще, как мне кажется, мы учителя часто грешим тем, что стараемся составить тест, особенно для учеников выпускных классах, так, чтобы охватить весь изучаемый материал, проверить все, как мы это называем «набить руку» на решение тестов. Признаюсь, и за мной тоже был такой грех, особенно на первом году работы, когда я сразу получила 9 класс и нужно было их готовить к ГИА. Но потом я пришла к выводу, что все тесты не перерешаешь, и моя задача как педагога НАУЧИТЬ детей решать тесты, самой методике выполнения различных видов тестовых заданий.

И в заключение хотелось бы отметить еще одно. Да, конечно, структура, содержание теста очень важны. Но не последнюю роль при проведении теста играет то,  насколько учитель смотивирует детей на его решение. Ведь очень часто бывает так, что дети воспринимают тест только как форму контроля, проверки знаний, в результате чего заранее начинают переживать и нервничать. А ведь на самом деле если показать детям, что тест  - это   увлекательная форма работы, то психологический стресс от решения тестовых заданий сойдет на нет. Все в наших с вами руках, дорогие учителя!

Комментарии (1)
  1. Боталова Светлана Сергеевна 03 мая 2014, 20:40 #
    Уважаемая Олеся Викторовна, очень понравилось ваша статья, видно, что тема тестов действительно Вас волнует. Полностью согласна с тем, что ученики не должны рассматривать тест как "«какую-то форму наказания (ага, вот я тебя сейчас проверю и поставлю плохую оценку). У меня ребенок во многом пишет плохо контрольные работы, потому что постоянно нервничает и находится в состоянии стресса. Поэтому я тоже считаю, что главное это все таки мотивация ребенка, что зависит в первую очередь от учителя.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.