"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Семенова Наталья Викторовна
МБОУ ДОД Темкинский Дом детского творчества
педагог дополнительного образования

Про тестирование в школе в настоящее время идет много разговоров. Тестируют сейчас практически во всех классах, начиная с первого. С одной стороны, это неплохо. Ведь к тестированию, как и к любому экзамену (зачету, контрольной) требуется подготовка. Как положительную сторону  можно отметить - при такой системе проверки знаний ребенку предлагаются варианты ответов, один из которых правильный. Но все варианты ответов все-равно прорабатываются. Способы нахождения правильного ответа тоже разные:  выбрать правильный, или пойти методом «от противного». А можно просто, не думая, угадать правильный ответ (как и поступают  некоторые «слабые» ученики на ЕГЭ).

В свое школьное время на уроках географии учитель во время проверочных работ часто предлагала нам тесты – О, это был любимый урок! Ведь правильный вариант ответа присутствовал! Можно было просто поставить его и не отвечать устно перед всем классом или не рассуждать, доказывая свою точку зрения, не всегда имеющуюся в 6-7 классе! Но это было в середине 80-х годов, когда во многих школах такие формы проверки знаний проводились не так часто и были в арсенале немногих учителей.

Школьное тестирование, не в выпускных классах, само по себе неплохо, так как ответы проверяет непосредственно учитель, работающий с этим классом, и знающий способности и возможности своих детей (хотя при выставлении оценок это не учитывается). И скорее всего, в случае отличного результата у «троечников» у учителя возникнет подозрение – «а не списал ли этот товарищ»? или в случае провала у отличников или хорошистов – вопрос такой «Что случилось с этим ребенком – не учил или плохо себя чувствует?».

В случае ЕГЭ или ГИА эти вопросы никогда у проверяющих не возникнут, так как проверяющие проверяют безликие листочки под номерами и им все равно кто писал работу – ребенок, который идет на золотую медаль или которого «тянут» с двойки на тройку.

Еще один минус, на мой взгляд, - не удается проверить рассуждения, логику, мышление ученика, особенно по гуманитарным предметам. Ведь когда отвечаешь непосредственно учителю (педагогу, комиссии) – ответ не всегда монологический. Зачастую учителя вступают в дискуссию, в диалог с учеником, таким образом раскрывается ответ полностью и создается полное впечатление об отвечающем, о его знаниях, эрудиции, и т.п.

В этом учебном году после получения результатов ЕГЭ по математики многие дети из нашей школы и их родители возмущались результатами экзамена: дети-медалисты, отличники и хорошисты набрали баллов меньше, чем «махровые троечники». Еще один минус тестирования, в частности, на ЕГЭ – у детей не остается копии бланка с ответами. И в случае спорных вопросов – доказать что-то очень тяжело.

Положительные  же стороны ЕГЭ тоже есть. Подготовку к ней никто не отменял: к тестированию, впрочем как и к любой проверке знаний,  нужно тщательно готовиться. Еще один положительный момент: ЕГЭ и ГИА дают возможность выпускникам сдать экзамен единожды, не сдавая экзамен в ВУЗ или среднее учебное заведение (не берем в расчет дополнительные испытания, без  которых не обойтись). А ведь раньше, ели вспомнить: намучаешься с экзаменами в школе, а потом еще такая же (если не хуже) нервотрепка с поступлением. И не было такого раньше, чтобы документы можно было подать в несколько ВУЗов, как сейчас. Не поступил сейчас в один ВУЗ, пожалуйста, давай иди в другой. В прежние времена – не стал студентом ВУЗа – дорога или на работу или в техникум  (училище). Особенно, я считаю, в этом повезло детям из села, у которых нет возможности ходить на курсы в престижные ВУЗы.

Конечно, сам механизм проведения  пресловутых ЕГЭ и ГИА еще несовершенен: отсюда и выкладывание готовых ответов в интернет, и пользование мобильным телефоном и т.п. Не говоря уже о том, что некоторые привилегированные детки получают готовые ответы. Конечно, многое зависит не только от выпускников, но и от организаторов, от педагогов, которые на протяжении ряда лет готовят детей к тестированию, от родителей этих самых детей.

За более чем 10 лет работы организатором и помощником руководителя пункта проведения ЕГЭ приходилось видеть, да и слышать про недостатки ЕГЭ многое. Но тем не менее, считаю – тестирование, как одна из форм проверки знаний, должно быть. Ведь тот, кто серьезно учится и готовится к каждому уроку. И тогда такому подготовленному ученику не страшны ни экзамены обычные, ни тесты, ни ГИА, ни ЕГЭ.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.