"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Никифорова Марина Николаевна
г. Москва
ГБОУ СОШ №1968
учитель математики

ТЕСТИРОВАНИЕ (от англ test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Исходя из приведенного понятия, тестирование – это, прежде всего, психологический термин.  В современной же жизни тестирование вошло практически во все сферы жизни: тестируют учеников, студентов, взрослых людей, дошкольников. Какие только тесты не проводят! Обучающие, итоговые по различным общеобразовательным предметам, на наркоманию, на выявление качеств личности, профессиональные, при приеме на работу и т.д.

Конечно, учителей, прежде всего, волнует отношение к тестированию в образовательном и воспитательном процессе. Мое отношение к тестированию в воспитательном процессе вполне положительное. Но, на мой взгляд, необходимо соблюдать ряд условий: тестирование необходимо проводить только с психологом, психолог обязательно должен провести анализ тестирования вместе с классным руководителем, исследование, выработать приемы и методы дальнейшей работы, результаты тестирования не должны оглашаться. В этом случае тестирование помогает диагностике педагогической деятельности, что достаточно актуально, значимо для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Эта диагностика, как система методов и средств изучения уровня воспитанности, развития обучающегося, создаёт основу для выявления проблем в работе, способствует поиску новых, оптимальных методов и приёмов. То есть тестирование здесь выступает необходимым педагогическим методом классного руководителя.

Если же говорить о тестировании на выявление уровня качества знаний по определенным предметам, то мое мнение здесь неоднозначно. В связи с тем, что я преподаю в школе математику, а математика - обязательный предмет для сдачи ЕГЭ и ГИА выпускниками, то и волнуют меня больше именно тестирования в качестве аттестации обучающихся. Наверняка каждый  учитель встречался с ситуацией, когда, несмотря на методически грамотно продуманный и проведенный урок, применение оптимальных педагогических технологий, при проведении тематического контроля оказывалось, что материал усвоен недостаточно хорошо и не может быть применен учащимися практически. В этом случае грамотно составленное тестирование поможет выявить проблемы учащихся, помочь ликвидировать их. Тестирование по одной определенной теме поможет быстро проверить знания учащихся и выявить «пробелы» в этих знаниях. В этих случаях у  тестирования много плюсов: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается еще и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко перекомпоновать, по аналогии сконструировать новый. Одновременно с этим при проведении этих тестов происходит подготовка и обучение учащихся к сдаче экзаменов.

Если же говорить об итоговых тестах по целому разделу, изученному обучающимися, то здесь без контрольных работ не обойтись.

Давайте рассмотрим один из видов теста  «выберите правильный ответ из нескольких». Сразу видны недостатки: во-первых, можно угадать правильный ответ случайно, во-вторых, часть ответов может быть отсеяна за явной нелепостью, и выбор делается из меньшего количества вопросов. Таким образом, уже видна необъективность оценки знаний обучающихся.

Теперь перейдем к рассмотрению вопросов о тестах ЕГЭ. Иногда ученики, даже если и все знают по предмету, но они настолько бояться тестирования и волнуются, что пишут его на минимальные балы (в лучшем случае). В моей практике встречались такие дети. Девочка на контрольных работах решала все задания, но как только дело доходило до тестов, она не знала, что ей записать ответом к заданию, какой ответ выбрать из предложенных. Причем если ее спросить устно, она отвечала на все поставленные вопросы совершенно верно. Наравне с этим есть дети, которые абсолютно не учат предмет, ничего в нем не понимают, но тесты пишут хорошо, т.к. имеют «абсолютное чутье на верные ответы» (как казал один из моих учеников). Значит и здесь происходит необъективность оценки знаний обучающихся.

С другой стороны, у очень многих обучающихся появляется возможность списать ответы, тогда как на контрольной работе или на устном экзамене эта возможность резко уменьшается. А значит, оценка знаний и умений учащихся будет более объективной.

Но в тестах, конечно же, есть и положительные стороны. Они позволяют измерить уровень усвоение основных понятий и разделов учебной программы, проверить качество усвоения. С помощью тестов можно проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объем усвоенных знаний. Снизить затраты на проведение экзаменов с использованием тестов по сравнению с традиционной формой.

При желании каждый учитель может построить сравнительные диаграммы по различным темам, материалам.

Таким образом, можно сделать вывод, что тесты необходимо проводить наравне с традиционными формами контроля в виде контрольных, самостоятельных работ, устного опроса. Другими словами «все хорошо в меру».

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.