"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Копытина Елена Алексеевна
м/р Шигонский Самарской области
ГБОУ СОШ с. Новодевичье
учитель физики и математики

Листая страницы методических книг я для себя открыла любопытные факты, что  тестирование существует с  древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней.

В школе XXI века  тестирование стало одной из форм контроля (зачеты, ЕГЭ), а формирование у учащихся умения работать с тестами начинают с начальной школы.

Когда тесты появились в нашей школе, они были радушно приняты как учителям, так и учениками. Радовалась и я. Это была палочка - выручалочка для меня – ведь с помощью тестов можно было быстро и оперативно проверить уровень знаний учеников не за один параграф, а за целую тему.  Ученикам же нравилось попадать «пальцем в небо». Да и к тому же, гораздо проще расставить галочки, чем заниматься писаниной.

 И вот тесты почти полностью вытеснили контрольные, доклады, самостоятельные письменные работы. Ученики, особенно слабые, просто угадывали правильные ответы, я поняла, что тесты не отражают реального уровня приобретенных учениками знаний.

И ещё, при проверке самостоятельной или контрольной работы по физике или математики, я  могу увидеть ход вычислений ученика и выявить ту досадную ошибку, которая привела к неверному ответу. Может быть, кто-то отвлек ученика в этот момент, а времени на самостоятельную проверку у него не было. Я никогда не посчитаю это ошибкой, тем более, если и формулы и ход решения были абсолютно правильными. Тестирование же требует только правильного ответа.

 Во время выполнения тестов ученики могут допустить какую-то незначительную оплошность, которая повлияет на результат или попросту поспешить и разнервничаться, да мало ли что еще. Но эффективность тестов как средств быстрой оценки успеваемости в классе отрицать не буду. Надо проверять результаты тестов и проводить дифференцированный анализ по каждому ученику в отдельности.

Применение простых тестов, в которых надо, например, подставить в формулу нужное значение, ответить на вопрос однозначно «да» или «нет», либо назвать единицу измерения, наиболее точно отражают усвоение материала и не требуют уточнений. И я такие тесты даю слабым ученикам и  провожу их часто.

Конечно, вследствие таких опросников стремительно падает уровень знаний учащихся. Во-первых, велика вероятность угадывания. Во-вторых, ученики перестали готовиться основательно, они не читают весь текст учебника, параграф целиком. Они просто ищут опорные моменты, которые, наиболее вероятно, попадутся в тесте. И весь объем знаний проходит стороной.

Иногда предлагаю  ученикам самим составить тесты дома и на уроке обменяться ими. Во-первых, интереснее решать не учительские тесты, а тесты своих товарищей по парте. Во-вторых, сам процесс составления теста – чуть ли не более продуктивный, чем его решение. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы и найти на них ответы, нужно перелопатить определенное количество информации — тут уже волей-неволей что-то запомнится. А поиски альтернативных, заведомо неверных вариантов ответа, замечательно развивают мышление в целом и углубление в конкретную тему.

Я не против тестов, но полностью полагаться на результаты тестов, исключив все другие способы проверки знаний, считаю, что ни в коем случае нельзя.

И напоследок  -  анекдот.

 

Собрались три ученика - один из физ-мат школы, второй из обычной, третий - из спортивной и стали жаловаться, как тяжело учиться.
1-й: ух, вчера тест был по физике. Был вопрос: В чём измеряется сила тока? И ответы: в граммах, в литрах, в амперах и в метрах. Никто не ответил...
2-й: и у нас был, но только два ответа: в килограммах и в амперах - многие ответили!
3-й : Ой, и у нас был! И вопрос похож: не в амперах ли измеряется сила тока? И два ответа : ДА и НЕТ. Ответили почти ВСЕ!!! 

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.