"Мнения о тестировании в образовании практикующий учителей"
Киндеева Лариса Викторовна
учитель русского языка и литературы

Школьное тестирование уже стало притчей во языцех. Мало кто равнодушен к обсуждению этой животрепещущей темы. Особенно яростно ведутся разговоры о необходимости отмены ЕГЭ и ГИА. И не только разговоры. Наверняка, КИМы и ответы к ним, выложенные в Интернете накануне экзаменов в 2013 году – это один из способов дискредитации такой формы аттестации выпускников. Но так ли плоха идея проведения независимой экспертизы в форме тестирования?

Нет! Идея замечательная: выпускник получает возможность не сдавать дважды за лето одни и те же экзамены, не зависит от взаимоотношений с учителем, знает, как выглядят типовые задания, как можно набрать необходимое для поступления количество баллов. И, представьте себе, трудится в поте лица. Если учитель грамотный, то никаких «натаскиваний» и репетиторов не нужно, потому что он учит ребёнка понимать и думать.

Почему же тогда вузы бьют тревогу? Почему не довольны качеством подготовки выпускников? Причин здесь несколько.

Во-первых, тесты, как над ними ни бьются разработчики, увы, несовершенны! Так часть А предполагает выбор одного варианта ответа из четырёх. Как оказалось, даже если отмечаешь варианты ответов наугад, на законную тройку вполне можешь  рассчитывать, при условии, что наберёшь баллы на сочинении и решишь хотя бы несколько заданий в части В (может, это и парадоксально, но выпускники лучше справляются с заданиями части В, хотя они считаются более сложными). Баллы, к сожалению, не стандартные, а рейтинговые! Даже 50% работы выполнять не требуется (по русскому языку надо заработать 37 баллов из 100)! Какие же это знания? Убогие! Для  технических вузов, может, и достаточно, а для гуманитарных – беда. Значит, нужно менять подход к созданию и проверке тестов, как минимум. Выпускник должен не угадывать, а понимать, что он делает. И это понимание каким-то образом тоже должно проверяться.

Во- вторых, немаловажную роль играет человеческий фактор. «Добрые» учителя переживают, а какое же место займёт школа в рейтинге, какую премию получат за качество сдачи экзаменов? Без стимулирующей зарплаты – совсем беда, вот и стараются: просят позвонить из туалета, вконтакте сидят, советуют шпаргалками пользоваться… «Репетиторы» таким же образом свои гонорары отрабатывают. И потом радуются: списали, удалось! Вот и ломаешь голову, как правильнее поступать: оставить своих учеников в неравных условиях или учить врать? И зачем потом осуждать безнравственность молодёжи? Сами посеяли – сами и пожинать будем.

Получается, беда не в тестах, а в людях. Тестовые задания бывают разные, они проверяют и внимательность, и усидчивость, и трудолюбие, и умение логически мыслить, и умение сопоставлять, анализировать, составлять высказывание… А экономия времени на уроке? Это тоже немаловажно!

Ученикам нравится выполнять тестовые задания, потому что время уходит не на переписывание текста (что, с точки зрения психологов, вызывает негативную реакцию у современных школьников), а на обдумывание способов решения.  Если задания не однотипные, происходит так необходимая смена видов деятельности на уроке. А это снижает утомляемость.  Ребёнок меньше устаёт - плотность урока повышается. Тесты могут быть разного уровня сложности, что обеспечивает возможность создания условий  для успешности каждого ученика! Школьники, при вдумчивой работе, находят ошибки в формулировке заданий теста…

 Явно, что тесты не так уж и плохи.  Нужно только работать с тестами хорошего качества, думать, какой из них принесёт пользу, а какой станет поводом для угадывания.

Полки книжных магазинов сегодня завалены сборниками тестов. Издательства на выпуске таких сборников зарабатывают неплохие средства, потому что продукция востребована. Родители и дети (да и некоторые учителя) скупают тесты, особо не задумываясь об их качестве, потому что доверяют рекламе и понимают, что надо готовиться к экзаменам (мониторингам, срезам…), а издательства (или «лжеиздательства»?) этим, увы, пользуются. Так, например, из года в год перепечатываются тесты ЕГЭ по литературе, только обложка и год издания изменяются.  Качество бумаги и печати  некоторых изданий тоже не радуют (бумага серая, краска размазывается)! А ведь и это формирует отношение к тестам и тестированию.

Наша общая задача (учителей, родителей, авторов тестов, издателей) – создать такие условия для наших детей, чтобы они спокойно учились, в том числе решать тесты, и понимали, что будут успешны и им никого не придётся обманывать, потому что их любят и всё делают для их развития и  успешности. Тест – это только форма проверки знаний, а  не повод для волнений и стрессов!

Комментарии ()
  1. psolovev 17 ноября 2013, 12:39 #
    В точку! Все правильно.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.