Авторизация

"Мое мнение о тестировании"
Циммер Алиса Леонидовна
г. Екатеринбург
МАОУ-СОШ №148
учитель начальных классов 1 категории

За 15 лет работы учителем мне посчастливилось 9 лет проработать учителем средней и старшей школы, и 6 лет  учителем начальной школы. Опыт работы позволил мне сформировать определенное, конкретное мнение по поводу школьного тестирования.

На «заре» моей педагогической карьеры готовых тестовых материалов было очень мало, а проводить тесты мне, начинающему учителю истории, очень хотелось. Почему? Да очень просто! Где, как ни в тесте, можно легко проверить предметную составляющую знаний ученика по истории?

 Проводить тесты было удобно, проверялись они быстро, а вот составлялись долго. Готовых материалов почти не было, все приходилось брать «из головы», задумываться над формулировками, выверять ответы, осваивать непростую науку составления тестов. Тут «грянул» ЕГЭ и началось «натаскивание» учеников на правильные ответы. Ведь чтобы написать правильно тест, недостаточно просто знать материал, тем более, в таком предмете, как история, он очень объемен. Теперь только знаний ученику недостаточно, он должен овладеть умениями «справляться» с тестом, если не знает, то подключать все свои навыки – от навыка с помощью логического мышления исключить неверные ответы, чтобы получить верный, до навыка удачно «тыкнуть» - «авось попадет». Устные рассуждения ученика, его доводы, оценка исторических событий, умение работать с картой – все это стало ненужно и неинтересно, нужно стало только умение правильно выполнить тест. В работе со старшеклассниками, как учитель, для себя я сделал следующие выводы по работе с тестом.

Плюсы.

  • Возможность проверить и оценить предметные знания ученика, особенно в области точных формулировок, дат, цифр, формул.
  • Быстрая проверка. При наличии готовых ключей тест проверяется очень быстро.
  • Прозрачная система оценки: и учитель, и ученики знают, сколько правильных ответов нужно дать, чтобы получить ту или иную оценку, споры из-за оценки исключены.
  • Тесты помогают развивать логическое мышление, находить выход из непростой учебной ситуации – «не знаешь верный ответ, исключи неверные», «догадайся», «дай ответ, который считаешь наиболее подходящим».

Минусы:

  • Необходимо множество вариантов теста, чтобы исключить вероятность списывания.
  • При работе с тестами устная речь учащегося не развивается.
  • Нет возможности оценить метапредметные результаты обучения – тест дает возможность проверить только предметные результаты.
  • Подготовить тест, подходящий именно для конкретных учеников  проверяющий конкретные знания весьма непросто.

В последние годы, работая с начальной школе, с тестами приходится сталкиваться все чаще  и чаще. Здесь, в работе с малышами, особенно опасно увлекаться тестовой проверкой знаний – когда, как ни в начальной школе развивать выразительность чтения, умение формулировать мысли во время устного ответа, без опасения и грамотно высказывать свою точку зрения. Ко всему сказанному нужно добавить, что далеко не все дети даже к 4 классу умеют читать настолько хорошо, чтобы выполнять тест самостоятельно. Работе с тестом необходимо учить малышей отдельно, прививать это умение  наряду с другими учебными умениями. Поэтому, к достоинствам и недостаткам тестовой системы в старшей школы добавляются свои, специфические, достоинства и недостатки этой системы в начальной школе.

Плюсы (помимо вышеперечисленных).

  • Работа с тестами учит малышей вчитываться в задание, обращать пристальное внимание на его мелочи и нюансы.
  • Выполнение тестов учит самостоятельности в работе.
  • Ученик начальной школы, работая с тестом, учится заполнять тестовые бланки, а это умение очень пригодится в средней и старшей школе.

Минусы (помимо вышеперечисленных).

  • Тест, который необходимо выполнить самостоятельно и который содержит незнакомые вопросы, часто вызывает панику и страх у младших школьников.
  • Если ученик недостаточно хорошо умеет читать, работа с тестом для него более затруднительна, чем другие виды заданий с краткими формулировками.
  • Ученик начальной школы в процессе работы с тестом, не учится доказывать свою точку зрения, чаще, чем ученик средней и старшей школы, действует наугад.

В заключение эссе хочу отметить, что использовать тесты в работе учителю, конечно же, необходимо – это диктует время. Но нельзя допускать «перегибы» и забывать о тех «подводных камнях», которые таит в себе злоупотребление тестированием. Только грамотное, умелое использование тестирования в работе даст учителю необходимые результаты работы, а ученику – высокий результаты обучения. 

Комментарии (1)
  1. Ирина 17 ноября 2013, 13:42 #
    Спасибо Алиса Леонидовна. Вы всё разложили «по полочкам», выявили плюсы и минусы.А дальше каждый волен решать, как ему работать с тестами.
    С уважением Ирина Евгеньевна.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.